Что такое паттерн "Прототип" (Prototype)
Прототип — это порождающий паттерн проектирования, который позволяет создавать новые объекты путём клонирования уже существующих, вместо создания объектов «с нуля». Это удобно, когда процесс создания нового объекта сложный или ресурсоёмкий.
Представьте, что у вас есть объект с определёнными настройками или состоянием, и вам нужно создать его копию с минимальными изменениями. Вместо того чтобы создавать объект заново, вы клонируете существующий прототип и изменяете необходимые поля.
Преимущества паттерна «Прототип»
- Быстрое создание новых объектов за счёт клонирования.
- Позволяет избежать затрат на создание объекта с нуля.
- Удобен для объектов с большим числом параметров.
Пример:
- Есть базовый объект-прототип.
- Новые объекты создаются через его клонирование.
- Клонирование может быть поверхностным или глубоким.
Где применяется паттерн «Прототип»?
- Системы, где требуется создавать много похожих объектов.
- Игры для копирования персонажей, объектов сцены.
- В случаях, когда создание объекта дорогостоящие или сложное.
Пример реализации на JavaScript
// Пример базового объекта-прототипа class Car { constructor(model, engine) { this.model = model; this.engine = engine; } clone() { // Простое поверхностное клонирование return new Car(this.model, this.engine); } } // Использование const originalCar = new Car("Tesla Model S", "Electric"); const clonedCar = originalCar.clone(); clonedCar.model = "Tesla Model X"; console.log(originalCar); // Car { model: 'Tesla Model S', engine: 'Electric' } console.log(clonedCar); // Car { model: 'Tesla Model X', engine: 'Electric' }
Когда стоит использовать паттерн «Прототип»?
- Когда создание нового объекта «с нуля» дорогостоящее или сложное.
- Нужно создавать много похожих объектов с небольшими отличиями.
- Желаете динамически выбирать тип создаваемого объекта путём клонирования.
Отличие от других паттернов
- В отличие от фабричных методов, прототип создаёт объект клонированием, а не через конструктор.
- В отличие от строителя, прототип не пошагово строит объект, а просто копирует.
Плюсы паттерна
- Ускоряет создание новых объектов.
- Упрощает создание сложных объектов с большим числом параметров.
- Позволяет создавать копии без привязки к конкретным классам.
Минусы паттерна
- Поверхностное клонирование может вызвать проблемы с изменяемыми вложенными объектами.
- Реализация глубокого клонирования может быть сложной.
- Может усложнить архитектуру из-за необходимости поддержки методов клонирования.